Уши способны дать фору глазам: действительно, мы не видим, что творится у нас за спиной, но можем не просто услышать — зафиксировать факт, но и довольно точно определить, с какой именно стороны, приближается или удаляется источник звука. Сформировались даже акустические штампы. Вот так звучит радиоточка. А это эхо, конечно, в пещере.
Создатели фильмов давно научились использовать звуковую дорожку как еще один выразительный инструмент наряду с цветом и визуальными эффектами (а в некоторых жанрах, например, ужасах, он, пожалуй, один из важнейших).
Сначала в кинотеатры пришло стерео. Находки вроде разбросанных в правый и левый каналы диалогов быстро уступили место масштабным звуковым картинам. И все же этого оказалось мало. Инженеры фирмы Рэя Долби, талантливого ученого и умелого бизнесмена, давшего свое имя семейству технологий Dolby, были на передовой с 70-х гг. прошлого века. После триумфа Dolby Stereo в «Звездных войнах» и «Близких контактах третьего рода» в 1977, последовали Dolby Surround в 1982 и первая версия Dolby Pro Logic в 1987. Оба изобретения позволяли получать относительно объемное звучание при воспроизведении кассет (и больших лазерных дисков) на обычных стереоаппаратах.
Однако возможности аналогового объемного звука оказались весьма ограниченными. Чтобы получить достоверную пространственную аудиокартину, требовалась настоящая многоканальная система. И она была представлена в 1991 г. под названием Dolby AC-3. Сегодня это известная всем технология Dolby Digital, сделавшая из просмотра телевизора дома настоящий домашний кинотеатр.
Компромиссы DVD
Хотя формат DVD и был технологическим прорывом, поскольку обеспечивал в принципе недоступное на VHS-кассетах качество картинки и действительно многоканальный звук, он был целиком построен на компромиссе. Между теоретически достижимой детальностью изображения и возможностями телевизоров. Между качеством звучания и объемом диска.
Технология Dolby Digital предполагает существенное сжатие аудиодорожки фильма, причем сжатие с потерями, сродни MP3. Простое арифметическое увеличение количества каналов не приводит к заметному улучшению воспроизведения фонограммы — даже если окружить слушателя сотней динамиков. Чтобы поднять впечатления от просмотра на новый уровень, требуется качественное изменение.
У Blu-Ray хватит места на все
Рост объема носителя позволил обеспечить более высокое качество хранящейся на нем информации. Подобно тому, как выросло разрешение картинки, улучшилось и звучание. Новый стандарт — Dolby TrueHD — подразумевает сжатие без потерь, использование передовых алгоритмов кодирования и позволяет задействовать до 14 каналов. При этом для соединения системы требуется лишь HDMI-кабель.
3D-звук
Формат Dolby Digital дает возможность посредством пяти каналов воссоздать на плоскости весьма близкую к действительности звуковую сцену. Инженеры Dolby предложили революционное решение.
Технология Dolby Pro Logic IIz позволяет добавить звучанию третье измерение (именно это — ось z, которая всегда ассоциировалась с высотой, — определило название). Над фронтальными колонками можно расположить еще пару акустических систем. Они задействуются для создания иллюзии вертикального перемещения источника звука и более точного позиционирования его в пространстве.
Теперь звукорежиссеры могут поразить зрителя невероятно реалистичным шорохом капель дождя по черепичной крыше в семейной мелодраме или продолжительным падением злодея с верхушки небоскреба после феерической финальной драки с главным героем крепкого боевика.
При просмотре 3D-фильмов с 3D-звуком создается недостижимый ранее эффект присутствия буквально в центре действия. Глаза и уши получают одинаковую информацию: источник звука теперь перемещается в пространстве точно так же, как он движется на изображении.
Что требуется для превращения сказки в быль?
Ответ один — качество. Полноты и точности иллюзии можно добиться, если домашний кинотеатр способен достоверно воспроизвести подготовленную звукорежиссером дорожку.
Громкость — далеко не главный (хотя и немаловажный) критерий оценки работы системы. Например, мегафон делает речь оратора на митинге слышимой толпе, но он заметно (порой — до неузнаваемости) искажает тембр голоса. В то же время, запаса мощности должно хватить на потрясающий — в буквальном смысле — взрыв.
Хороший домашний кинотеатр способен воспроизвести весь спектр — от низкочастотного рокота канонады до свиста иволги, причем без провалов или выпячивания.
Басовые партии фильма не должны превращаться в гудение, ведь в действительности многие звуки хлесткие, подобно удару бича дрессировщика в цирке, но при этом глубокие, словно Гранд-каньон в пустыне Невады. Высокочастотные обертоны редко бывают с металлическим привкусом и неприятной шероховатостью, особенно в природе.
Детали звуковой сцены должны четко различаться, а не течь подобно традиционному английскому блюду — овсянке. Прозрачность и утонченность позволяют наполнить помещение звуком, а не затопить его судорожными колебаниями воздуха.
Слишком много «надо» и «должен»? Возможно. Но вы вряд ли согласитесь на компромисс. Особенно, когда дело касается домашних развлечений.