На дворе стояли 20-е годы XX века, и радиотехническая промышленность была в стадии если не «колясочной малышни», то уж явно раннего отрочества. Искусственные материалы стоили слишком дорого, их свойства были далеки от желаемых и качество оставляло желать лучшего. Зато мебельная промышленность могла поделиться секретами изготовления ящиков любой формы, расцветки и стоимости. Так и произошло.
Первые корпуса массовых продуктов были деревянными: для удешевления и упрощения производства. Это потом была придумана красивая идеологическая подоплека — о теплом звуке натурального дерева и «классической» эстетике…
Однако вскоре выяснилось, что корпусов для колонок требуется намного больше, чем в состоянии изготовить краснодеревщики. И тогда вместо натурального дерева стали использоваться различные суррогаты в виде древесно-стружечных плит. А по старинке отделка была «под дерево» — шпоном или вовсе виниловой пленкой.
По большому счету, корпуса из древесно-стружечных плит не имели акустических свойств «настоящих деревянных» корпусов, лишь напоминая их внешне. Но это уже было не важно, поскольку появились другие динамики, всевозможные схемотехнические решения и даже другие конструкции ящиков. Индустрия двигалась по накатанной колее, постепенно становясь заложником собственных компромиссных решений. Стоимость изготовления качественных пластиковых корпусов давно стала ниже, чем цена на аналогичные по свойствам древесно-стружечные. Но финансовая составляющая, как это ни странно, даже не стала решающим фактором.
Технологии создания и обработки пластмасс шагнули вперед настолько быстро и далеко, что перед дизайнерами акустических систем открылись невиданные перспективы. Изогнутые формы корпусов, столь полезные для улучшения качества звучания, стали доступны не только в дорогих колонках из гнутой распаренной фанеры, но и в практически любых моделях.
Литье под давлением деталей сложной формы позволило экспериментировать с внутренними перегородками, добиваясь требуемой жесткости корпуса и направлять звуковые волны, излучаемые обратной стороной динамика, именно туда, куда сочли нужным инженеры. О внешней отделке, как составной части новой парадигмы дизайна, стоит сказать отдельно. И в древесно-стружечные времена были попытки отказа от полной имитации дерева. Кромки колонок начали скруглять, плиты — красить эмалями на манер автомобилей. Некоторые продукты получались неплохо, но технология производства накладывала естественные ограничения. Другое дело — пластмасса, которой можно придать не только любую форму, но и любую текстуру. Так колонки превратились из ящиков в предметы, украшающие современный интерьер.
Самое интересное, что переход с древесно-стружечных плит на современные материалы оказался полезным не только с точки зрения эстетики, качества звучания и стоимости. Улучшились эксплуатационные свойства. Пластик не боится перепадов влажности — этого бича многих городских квартир. На практике это означает, что через пару лет колонки не рассохнутся, перестав быть тем, чем их спроектировали инженеры-акустики.
Виниловая пленка не отклеивается, поскольку ее просто нет: корпус красится, а значит, его покрытие более долговечное. Естественно, уход должен быть аккуратным, ведь испортить можно любую лакированную или окрашенную поверхность.
Современные материалы позволяют сделать колонки легче, поскольку они имеют большую жесткость при аналогичной массе. Это значит, что корпуса не обязательно располагать на полу — доступно настенное крепление, что особенно актуально для тыловых колонок.
Отдельного упоминания заслуживает сабвуфер в форме скошенного шара. Кстати, сделать такой из древесно-стружечной плиты практически невозможно. Дело в том, что шарообразный внутренний объем не позволяет образовываться паразитным переотражениям звука, особенно вредным для точного воспроизведения низкочастотных, басовых нот.
Лучше проверить звук, сыграв на электрогитаре, которая идеально настроена.
Конечно, натуральное дерево по-прежнему используется при изготовлении колонок класса Hi-End, стоимость комплекта которых может достигать цены скромной квартиры в столице. Но их приобретение оправдано только в случае оснащения серьезного домашнего кинотеатра в специально оборудованном и подготовленном отдельном помещении, но никак не в обычной гостиной.